Общественная деятельность
Внеучебная работа
Полноценная реализация целей образования в рамках компетентностного подхода возможна лишь при условии комплексного воздействия на личность студента. В этой связи перед институтом встает задача формирования определенного контекста, концептуальное выражение которого заключается в понятии «воспитывающая (воспитательная) среда».
Воспитывающая (воспитательная) среда – это среда созидательной деятельности, общения, разнообразных событий, возникающих в них отношений, демонстрации достижений.
Среда образовательной организации рассматривается как территориально и событийно ограниченная совокупность влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития. Она выступает как единый и неделимый фактор внутреннего и внешнего психосоциального и социокультурного развития личности.
Такая среда создается в офлайн и онлайн форматах. При реализации Программы и календарного плана воспитательной работы широко применяются новые информационные и коммуникационные технологии. Разработаны интересные, игровые, увлекающие методы общения.
Кураторская работа
На формирование личности специалиста большую роль в институте оказывают кураторы из числа наиболее опытных преподавателей. Благоприятная атмосфера в коллективе помогает развитию личности студента, созданию условий для реализации его потенциала. Кураторы закреплены за каждой учебной группой очной формы обучения приказом директора института. В вузе утверждено положение о кураторской деятельности. Каждый куратор проводит со соей группой кураторские часы, периодичность которых на разных курсах разная: на первом курсе – еженедельно, на втором курсе – один раз в две недели, на третьем – шестом курса – один раз в месяц.
Обязательные темы для кураторских часов:
– «Сломай сигарету – пока сигарета не сломала тебя»;
– «Терроризм -угроза обществу»;
– «День народного единства»;
– «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»;
– «Всё, что ты должен знать о ВИЧ / СПИД»;
– «Мы против коррупции»;
– «Молодежь и политика. Последствия участия в несанкционированных акциях».
Тематические кураторские часы, посвященные дню матери и дню ребенка, Дню Конституции РФ, всемирному дню памяти жертв СПИДа, всемирному дню без табака и другим важных праздникам, историческим датам, трагических событиям и тд.
Ежемесячно кураторы со своими группами посещают музеи, выставки, становятся участниками мероприятий по приглашению организаторов. Обязательными площадками, которые должны посетить кураторы со своими группами на первом курсе являются:
– Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина;
– Музей истории молодёжного движения;
– Музей истории воздушно-десантных войск;
– Историко-мемориальный зал боевой техники и вооружения ВДВ (бывший Музей военной автомобильной техники).
Так же кураторы совместно со своими группами посещают и другие объекты Рязанской области: Рязанский кремль, Рязанская областная филармония, музей-заповедник С.А. Есенина, музей-усадьба академика И.П. Павлова, музей Дальней авиации, музей К.Э. Циолковского, музейный центр имени Александра Солженицына), Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь, Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, Касимовский историко-культурный музей-заповедник, городские театры (Рязанский театр драмы, Рязанский государственный областной театр кукол, театр-студия РГУ им. С.А. Есенина «Переход»); действующие библиотеки, памятники, концертные залы, кинотеатры, и так далее).
Студенческое кураторство
С 2007 года было открыто такое направление, как студенческое кураторство. Самые активные студенты старших курсов помогают первокурсникам адаптироваться и стать частью одной большой дружной семьи Политеха. Работа студенческих кураторов ведется по плану, согласованному с куратором-преподавателем.
Студенческие кураторы закрепляются приказом директора института за каждой группой первокурсников в помощь куратору-преподавателю. Они помогают вчерашним школьникам найти себя, занять свою нишу в новом для них месте, познакомиться и сплотиться с коллективом. Студенческие кураторы рассказывают об учебе в институте, о внеучебной деятельности, о правах и обязанностях студентов, интересуются успеваемостью первокурсников и в случае необходимости помогают отстающим. Студенческий куратор – это помощник. Он помогает первокурсникам гармонично адаптироваться на новом этапе их жизни.
По итогам 2021 года институт студенческого кураторства нашего вуза стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса ОССУ – 2021 в номинации: «Лучшая система студенческого наставничества».
Ежегодно с сентября по апрель студенческими кураторами проводятся такие мероприятия как «Ура, мы пришли в Политех», «Учебно-тренировочный сбор», «Высота», квест и другие. Старший курс мотивирует младших принимать активное участие в общеинститутских мероприятиях. Ежемесячно подводятся промежуточные итоги конкурса групп, а в апреле выбирается одна самая активная группа 1 курса.
Студенческое самоуправление
Студенческое самоуправление широко представлено в институте. У всех объединений выстроены отношения с администрацией института на принципах взаимоуважения и социального партнерства. Результативно работают студенческие отряды, среди них волонтерский, «звездный», строительный, кураторский.
Пять лет подряд студенты в составе строительного отряда выезжают на всероссийские и межрегиональные стройки в Тюмень, на полуостров Ямал, в республику Якутия. Строительный отряд «Политех», с 2016 года принимает участие в межрегиональных и всероссийских стройках за пределами региона. В 2021 бойцы отряда с 1 июля по 15 сентября работали на межрегиональной студенческой стройке «Самолва» в Псковской области.
Организация досуга
Ежегодно в вузе проходит более 50 мероприятий, позволяющих разнообразить досуг студентов института. Проводятся конкурсы «Краса Политеха» и «Мистер Политех», «Староста года» и «Профорг года», «Лучший студенческий куратор», вечера авторской песни «Поющий аккорд», внутривузовские отборы на такие конкурсы как «Алло, мы ищем таланты» и «Студенческая весна».
Студенты результативно работают в студенческих отрядах: волонтерском, строительном, педагогическом. «Звездный отряд», объединяющий неравнодушных, творческих студентов с первого по шестой курс, дважды за свою историю становился лучшим «Звездным» отрядом в регионе. Три раза команда студентов института становилась победителем областных соревнований, проводимых в день российского студенчества становясь лучшей среди вузов и ссузов Рязанской области.
Активно развито направление интеллектуальных игр. Помимо лиги, проводимой внутри вуза, студенты принимают участие в открытых лигах других образовательных организация, квизах и квестах.
Студенты Рязанского Политеха стараются развиваться в нескольких направлениях: достигнув успехов в чем-то одном, они не останавливаются на достигнутом и идут дальше. Они совмещают творчество и спорт, науку и общественную деятельность. Самые активные из ребят удостаиваются очень высоких наград. Только в этом году губернатор Рязанской области наградил знаком «За усердие» нашу студентку 4 курса Анну Назарову.
В Сочи подошел к концу финал Всероссийского конкурса «Твой ход», на котором студентка Анастасия Новикова представляла Рязанский политехнический институт и Рязанскую область.
Добровольчество
В волонтерском отряде развивается событийное, экологическое, социальное, спортивное волонтерство, волонтерство в чрезвычайных ситуациях, в сфере культуры, волонтерство Победы.
Активисты в качестве волонтеров (добровольцев) участвуют в городских, региональных и федеральных мероприятиях, акциях и проектах «Лето без табачного дыма», «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Доброволец года».
Новикова Анастасия получила знак Губернатора Рязанской области «Доброволец Рязанской области» за организацию и проведение многочисленных мероприятий на базе института, области и страны.
Студент института направления «Менеджмент» Никита Кижаев получил памятную медаль президента России «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе» и благодарственное письмо Московского Федерального агентства по делам молодежи!
Никита проявил себя активным волонтёром в период пандемии. Акция взаимопомощи #МыВместе направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии коронавируса. Во всех регионах России работают волонтёры, доставляя лекарства и продукты.
В 2021 году наши студенты принимали участие в выездном интенсиве «Академия волонтера» проводимом Московским Политехом на базе «Полет».
На протяжении 4-х последних лет наши студенты становятся волонтерами на таком крупном международном соревновании, как FORMULA 1 ВТБ Гран-При России.
Обучение и летний отдых актива
Особое место уделяется обучению актива. Многие мероприятия стали традиционными, например, проведение школы студенческих кураторов, школы актива. Благодаря комплексу таких занятий и изучению основных нормативных документов студенты больше узнают о своих правах и обязанностях, о структуре и подразделениях вуза.
Ежегодно самые активные, целеустремленные студенты Политеха на два дня выезжают на загородную базу для проведения лагеря-семинара студенческого актива «РОСТОК», в котором с 2008 года прошли обучение более 1000 человек. «РОСТОК» – это серьезная образовательная площадка, которая помогает активистам в их личностном развитии, дает импульс новым проектам, готовит смену для руководителей структур студенческого самоуправления.
Активисты института и руководители структур студенческого самоуправления принимают участие в тематических обучающих мероприятиях, таких как: региональная школа командиров студотрядов, школа тренеров молодежного тренингового центра Рязанской области, всероссийская школа-семинар «Стипком», окружной и всероссийский этап конкурса «Студенческий лидер», школа молодого профсоюзного лидера, областные лагеря «РОСА», «Мы вместе» и федеральные площадки.
Подобные выезды дают бесценный опыт для дальнейшей плодотворной работы в своих структурах, помогаю активизировать деятельность студентов в институте.
В вузе используются также следующие формы работы:
1. Постоянное взаимодействие с организациями профилактической направленности:
– ГУЗ РОКВД по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;
– женской консультацией №1;
– центром медицинской профилактики г. Рязани;
– городским наркологическим диспансером;
– управлением Федеральной службы по наркоконтролю (ФСКН) по Рязанской области;
– МОБ УВД по Рязанской области;
– РОВД Советского района;
– центром противодействия терроризму и экстремизму;
2. Проведение информационно-разъяснительной работы со студентами по формированию здорового образа жизни и по профилактике девиантного поведения студентов (дискуссии, дебаты, лекции, беседы, встречи).
3. Встречи с представителями промышленных и финансовых учреждений, партнеров учебного заведения, на которых открыты базы практической подготовки.
4. Взаимодействие с организациями культурной направленности:
– Художественный музей;
– Музей истории ВДВ;
– Патриотические объединения «Звезда», МОО «Центр А.В. Белякова»;
– ДОСААФ России Рязанской области;
– Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Центр гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи»;
– Союз патриотов Рязанской области;
– АНО «Центр развития клуба веселых и находчивых в Рязанской области»;
– Историко-архитектурный комплекс Рязанского кремля;
– Музей истории молодежного движения;
– Библиотека им. Горького;
– Областная Рязанская филармония;
– Рязанский драматический театр;
– РРО ООО «Волонтеры Победы»;
– Рязанская областная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».
Патриотическое воспитание
В рамках мероприятий по патриотическому воспитанию Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета создает условия для развития духовных ценностей, формирует у них социально значимые, нравственные качества, активную гражданскую позицию и моральную ответственность за принимаемые решения.
Много делаетсяруководством Рязанского политехнического института для увековечения памяти о выдающихся выпускниках Первой мужской гимназии, правопреемником которой считает себя Политех. Ведь главный корпус вуза располагается в историческом здании этого образовательного учреждения, которое было не только ведущим светским учебным заведением, но и своеобразным научным, культурно-воспитательным центром Рязанской губернии.
Именно такое мощное интеллектуальное наследие стало основополагающим содержанием воспитательной работы Рязанского политехнического института.
В память о Якове Полонском в Рязанском институте (филиале) издали альманах и разработали новый туристический маршрут, снимаются видео про выдающихся выпускников гимназии.
Ежегодно в институте проходит ежегодная научно-практическая конференция “Третьи Беляковские чтения”, посвященная памяти выдающегося штурмана, Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Александра Васильевича Белякова.
В апреле прошел круглый стол «Помним ради Будущего», который был посвящен 35-летию со дня самой крупной техногенной катастрофы.
В декабре 2021 года институт стал площадкой для проведения межрегиональной научно-практической конференции «Место и роль русского языка в современном образовании».
В ноябре прошла еще одна конференция, историко-краеведческая «Сила России – в православии и единстве», посвященная Дню народного единства. Ее организаторами стали: Рязанская епархия, Казанский женский монастырь г. Рязани, Рязанское православное историческое общество и Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета.
В 2021 году студенты принимали участие в большом этнографическом диктанте и географическом диктанте, акции «Подтянись за Победу», в национальном военно-патриотическом автовеломарше «Спасибо за Победу!», который был посвящен 76-й Годовщине Победы в Великой Отечественной войне, В Патриотической акции в «Помним Беслан», посвященной трагическим событиям 17-летней давности, в региональном этапе Всероссийской Студенческой военно-патриотической игры «Зарница», во всероссийском студенческом гражданско-патриотическом форуме «Россия – наш дом».
В декабре 2021 года Министерством образования и молодежной политики Рязанской области были подведены итоги областного смотра-конкурса среди образовательных учреждений по патриотическому воспитанию. Конкурс проводился Патриотцентром. Целью конкурса являлось выявление, распространение и внедрение результативного опыта работы по патриотическому воспитанию молодежи. По мнению жюри в номинации «Учреждения высшего образования» в нашем учебном заведении создана лучшая система патриотического воспитания.
Воспитательная работа создает оптимальные условия для самореализации каждого студента, так как у них есть выбор проявить себя в учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, студенческом самоуправлении, спорте, творчестве и Рязанский Политех гарантирует успех в последующей профессиональной деятельности наших выпускников.
Обновлено 04.10.2023 14:50